X
Опубликовано 11.09.2018

Как организовать обучение дома?

Этот вопрос был самым задаваемым во время мини-опроса среди моих подписчиков. Я расскажу, как я это делаю, и поделюсь тем, что извлек из прочитанного на эту тему.

Как организовать обучение дома?

Большинство родителей занимаются развитием своих малышей: играют, читают, рисуют, поют. Но постепенно малыши растут, требуют большего разнообразия и внимания и родители начинают делегировать часть, а то – и большинство развивающих занятий «профессионалам» - няне, детскому саду, секциям, кружкам и, наконец, Школе.

Мотивы могут быть такие: нет времени; у меня не столько знаний, как у профессионала;  ребенку важна социализация с другими детьми; для успешных занятий, кроме учебников, нужно много учебных материалов и оборудования.

Каждый родитель, конечно, принимает свое решение по развитию и образованию ребенка и, конечно, большинство избирает традиционные формы – школа, детсад. Я ни в коем мере не утверждаю, что все родители должны забрать своих детей из школ и учить их сами. Но важно помнить, что ответственность за образование, воспитание и развитие ребенка остается на родителях. Если они используют школу или детсад в качестве помощников, важно, что этот выбор они делают осознанно, а не потому, что «все так поступают.»

Мой личный опыт пока лежит только в части дошкольного образования. Моему старшему сыну только исполнилось шесть лет. Однако я склонен продолжить его образование дома.  Поэтому уже сейчас я занимаюсь с ним из соображений дальнейшего семейного обучения.

Пока еще не привык видеть Льва, просто читающим книжку в кровати.

У меня вчера спросили: Почему я выбираю семейное обучение?  

Почему:

  1. Каждый ребенок индивидуален. Мне достаточно посмотреть на своих сыновей, чтобы увидеть насколько они разные: по темпераменту, интересам, предпочтениям в играх, поделках и музыке (я делаю поправку на возраст и сравниваю младшего сына со старшим – 3 года назад). Их интересы меняются, порой, несколько раз в течение дня. Иногда занятие оказывается неинтересным, но его можно легко заменить. Порой - все занятия надоедают, и их необходимо прекратить, а то и срочно требуются каникулы. Учитель школы или воспитатель сада даже при желании не сможет подстроиться к каждому ученику; удерживать и стимулировать интерес к занятиям. Подстраиваясь к интересам и особенностям восприятия ребенка, предлагая интересные задания, родитель может сделать опыт обучения радостным и желанным.
  2. Внимание - каждому ребенку. Даже в небольшом классе учитель не может работать со всеми одинаково. Обычно фокус учителя на большинстве учеников. Те, кому занятия даются легко, могут чувствовать себя брошенными, даже если и хвалят; и быстро потерять интерес к занятиям. Те, кому трудно, могут не получить достаточно индивидуального внимания, почувствовать себя оставленными один на один с трудностями; и они тоже могут потерять интерес к занятиям. В домашней школе учитель всегда поддержит каждого из своих учеников!
  3. Контроль за программой и содержанием уроков. Мнение учителя или автора учебника не всегда совпадает с родительским мнением. Принимая всю ответственность за обучение, родитель может представить учебные материалы согласно своим ценностям.
  4. Экономия времени. Занимаясь только со своими детьми, родитель обучает их быстрее, даже если что-то дается труднее. Таким образом, если ребенку нравится учиться, он может проходить программу быстрее и закончить школу на несколько лет раньше. Либо ребенок может учиться меньше часов в день и уделять освободившиеся часы играм, кружкам, секциям и помощи по дому.
  5. Обучение – хороший повод проводить время с детьми, общаться с ними, активно участвовать в их воспитании. У меня не будет возможности сказать: «И чему вас только в школе учат!» Я буду знать чему.

Основные подходы к обучению дома можно разделить на следующие:

  • Школа на дому. Родители используют школьную программу, стандартные учебники и чуть ли не расписание уроков.  В силу того, что в большинстве случаев необходимо сдавать контрольные и экзамены в соответствие со школьной программой, в некоторой степени этот метод приходится использовать всем.
  • Тематические занятия. Все занятия на период времени подчинены одной теме, интересной ребенку. В эту тему инкорпорируются все предметы. Например, мои ребята любят играть в пиратов. Поэтому школа у нас пиратская и многие занятия проходят по пиратским мотивам. Если бы они были старше, то мы могли бы изучать историю времен пиратов (то есть период Великих открытий, а можно и викингов); географию Карибского моря; чтение и сочинение о мореплаваниях, астрономию (для навигации) и математику – любые задачки со словом «пират». Последнее мы делаем.
  • Любимый предмет. Если ребенку сегодня интересна геология, то большая часть занятий посвящена ей. Позднее в лидеры может выйти математика.
  • Unschooling.  Следование за интересами ребенка без привязки к какой-либо программе. Если ребенок увлекся самолетами, родители дают ему информацию по самолетам, пока сохраняется интерес.
  • Религиозное образование. Происходит в сочетании с другими методами, но является обязательной частью процесса обучения.
  • Практическое обучение.  Родитель создает образовательную среду, в которой ребенок может узнавать, открывать и практиковать новое. Метод включает в себя много занятий по рисованию, поделкам, садовничеству. Роль наставника, а не учителя, наиболее эффективна для родителя в любом из методов, но эта единственная роль, которую можно занимать в практическом обучении.
  • Самостоятельное обучение, самообразование. Научить ребенка обучаться самому и любить учиться, должно быть задачей любой школы, тем более – домашней.
  • Есть примеры семей, в которых дети средних классов занимаются с родителями около часа в день, все остальное время занимаются этим самостоятельно.

А как же социализация?

О, это - основное возражение, которое возникает по поводу домашней школы. Короткий ответ: освобождая детей от необходимости находиться в школе и делать уроки большую часть дня можно создать больше возможностей для общения с разными детьми и взрослыми: кружки, секции, прогулки, гости, поездки, позже – летние лагеря. С хулиганами и бюрократами сталкиваться, конечно, важно для ребенка, но не каждый день, как в школе.

Школа не является макетом настоящей жизни.  

«Вопрос...до какого класса домашнее обучение? Ведь Вы не можете преподавать все предметы до 11 класса...или только начальную школу домой перенесете?)В дальнейшем будете приглашать учителей на дом? Или когда-то планируете столкнуть их с локомотивом "школа"?»

Пока план таков: начальная школа – я обучаю сам. Средняя школа – часть я, часть кооперироваться с другими родителями, часть самообразование. Старшие классы – самообразование плюс репетиторы, если понадобятся.  Понятно по ходу дела что-то может поменяться. Также будет зависеть от скорости обучения. Если дети уйдут вперед на пару классов, то отдавать в школу будет очень проблематично.

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поделиться им в социальных сетях. Спасибо!