X

Статьи

Главная Статьи Родителям школьника Текущая

Опубликовано 20.01.2019

Подробная статья о семейном обучении: от идеи до результатов

К 4 годам старший сын стал все больше проявлять интерес к книгам и я решил научить его читать. Я шел за его интересами и тогда у меня еще не было идеи о семейном обучении.

Подробная статья о семейном обучении: от идеи до результатов

Домашняя школа - мой опыт осознанного родительства

Мой путь к тому, чтобы стать учителем своих детей начался с их рождения. Более половины своей взрослой жизни я прожил в Америке, поэтому хотел передать детям в том числе и любовь к культуре этой страны и свободное владение английским. Для этого я просто начал общаться с детьми только на английском с самого их рождения. Такой подход был с моей стороны был чисто интуитивным.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Когда я стал получать советы и предупреждения от родственников и просто «участливых людей» на улице о том, что такой подход, якобы, может замедлить речевое развитие детей, я стал изучать литературу по раннему развитию, физиологии, воспитании и обучении детей, подтверждая верность своего решения. Я изучил основные философии обучения, которые используется в мире: М. Монтессори, Р. Штайнер (Вольдорф), А. Нилл, Ш. Мэйсон, Л. Выготский . А также методики преподавания предметов и конкретные учебные программы: математика - Singapore math, Saxon Math, Math-U-See, система Петерсон; чтение - S. Engelmann, Hooked on Phonics, Explode the Code, Phonics Pathways; письмо - K. Einhorn, Handwriting Without Tears; и многие другие.  Такое разностороннее изучение помогло мне получить большую базу знаний, на основании которой я создаю собственную методику обучения своих детей.

Я ежедневно возился с детьми, придумывал игры и занятия. И это мне понравилось. Я начал испытывать счастье от своей включенности в рост детей. Так возникло мое желание сохранять свое активное участие в развитии детей как можно дольше.

К 4 годам старший сын стал все больше проявлять интерес к книгам и я решил научить его читать. Я шел за его интересами и тогда у меня еще не было идеи о семейном обучении.

Мы начали заниматься фонетикой. Я находил, заказывал учебники, сам распечатывал и брошюровал книжки-читалки. Я увидел, что сыну интересно, и он легко учится, и я стал добавлять  другие предметы: математику, географию, историю. Все новое воспринималось «на ура».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Через несколько месяцев таких занятий я заметил, что они очень эффективны в использовании времени. За пару часов занятий мы успевали сделать 3-4 урока плюс прочесть пару книжек. А остальное время оставалось свободным, мне – для работы, а сыну – для игр.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Умиляет последняя страница: "КОНЦ АФТОР ЛЕВ ЛЁНТЕВ". Лев начинал изучать русский только фонетически, чем приводил бабушек и дедушек в беспокойство. 

Результаты также стали проявляться, и к шести годам Лев мог уверенно читать на уровне конца 1-го класса русской и американской программы, писать прописными буквами, считать и решать задачки 2-го класса по математике и имел достаточно широкий кругозор.

Я задумался, в какой класс отдавать ребенка шести с половиной лет, если он уже знает программу первого класса.  И самое главное зачем, если ребенок может обучаться дома, тратя два часа в день вместо 4-5 школьных уроков, для чего подвергать его стрессу школы?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

И тут я открыл для себя, что домашнее обучение не только возможно, но и достаточно распространено в России. Родители используют семейное обучение в разных форматах: от непосредственно обучения детей самостоятельно дома, до онлайн курсов или альтернативных частных школ. И я понял, что мой эксперимент по обучению оказался домашней школой!

 

Домашняя обучающая среда - какая она

Я черпаю знания из книг о домашнем обучении и перенимаю опыт других родителей домашних учеников, но во многом я создаю свою собственную систему обучения. Похоже, что это будут две системы, ведь младшему сыну нужна своя собственная, не такая, как у брата. У Тимофея другой темперамент, чем у Льва. Если Льву важны систематические занятия по расписанию, потому что у него есть потребность в правилах и структуре, то в занятиях с Тимофеем я должен быть готовым к экспромту. Тимофей творческий и увлекающийся и получает навыки и знания,, следуя импульсам своих увлечений.

Я держу наготове разные материалы и идеи для занятий, чтобы следовать его импульсам и поддерживать интерес к занятиям. В этом и есть для меня красота семейного обучения: родитель опирается на потребности, способности и желания ребенка и создает лучшую систему обучения индивидуально для их пары родитель-ребенок.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Я использую все три составляющие обучения, определенные классиком домашнего образования Шарлотт Майсон: атмосферу, дисциплину и жизнь. Создание атмосферы для занятий – далеко не простой шаг. Мало заполнить полки учебниками и повесить карты на стену. Дух познания и открытий поселиться в нашем доме. Дети учатся всегда, а не только тогда, когда сидят с учебником. Все что происходит в доме, является учебным.

Дети учатся тому, как мы с женой  общаемся друг с другом и посторонними; тому, как мы переживаем успехи, радости, трудности и конфликты. Поэтому мы уделяем внимание своему собственному развитию и росту, ходим на тренинги и семинары личностного роста.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Карты, глобусы и другие учебные материалы тоже полезны при создании атмосферы. Особенно ценны самодельные учебные материалы. Я помню удивление и радость Льва, когда я сделал ему самодельные карточки для счета. Он спросил, откуда они, а когда я ответил, что я сделал их сам, Лев посмотрел на меня, как на героя, и стал бережно к ним относиться. Позже я начал привлекать его к изготовлению материалов. Получаются уроки труда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Я считаю, что книги главным источником знаний и инструментов для самообразования. Поэтому я прививаю любовь к книгам с младенчества.  Я много читаю им, у нас есть любимая всеми традиция читать перед сном. Дети очень любят книги, даже Тимофей в 4 года стремится читать самостоятельно (он уже знает все буквы и читает по слогам). И кончено же это работа - 7 лет подряд каждый вечер меня можно найти в кресле качалке со сказкой в руках.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Социализация при домашнем обучении - возможна ли она

Атмосфера обучения не должна быть искусственной и тепличной. Обучение детей - это не самоцель. Главное - мы готовим их к жизни.

Школьный класс, например, очень далек от жизни: он не имеет аналога в реальном мире. Где еще можно найти группу сверстников, выполняющих абсолютно одинаковые задачи?

Куда важнее научить ребенка уметь  выявлять свои желания, ставить свои цели, достигать их и уметь взаимодействовать для этого с другими людьми.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Мы решили вопрос социализации таким образом. Старший сын учится порядка 3-х часов в день дома вместо 4-5 часов обычной школы и не тратит время на дорогу (еще час). Вторая половина дня у него свободна, поэтому у него есть возможность посещать большое количество дополнительных спортивных и художественных занятий. Он посещает акробатику, айкидо, гольф, хор, театральный кружок, фортепиано и ведет занятия в детском саду для детей по английскому языку.

Вряд ли у Льва было время и силы для такой нагрузки после школы. У него много общения с разными детьми в разной обстановке, ему нравится все, чем он занимается, он с удовольствием бежит на каждое свое занятие. У него насыщенная социальная активность, он выступает на соревнованиях и конкурсах со школьными коллективами, еще он иногда общается с соседскими ребятами школьниками, но у них мало времени на социализацию, потому что они в учатся в школе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

 

Критерии успешности домашнего обучения

Меня часто спрашивают, что для меня является критерием успеха моей домашней школы. Я хочу помочь своим детям полюбить учиться и научиться получать знания самостоятельно, уметь ставить цели и достигать их, получать радость от своей работы и учебы. Я хочу, чтобы у них было время и возможности заниматься любимыми делами, включая игры. Стремлюсь, чтобы их детство не закончилось преждевременно, чтобы они оставались счастливыми детьми и выросли счастливыми и успешными взрослыми.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on


 

Поэтому свой успех я могу измерять на любом занятии: если ребята увлечены, значит все идет по плану, они не перегружены учебой и их детство проходит счастливым.

 

Нужна ли дисциплина в домашней школе

 

Я стараюсь сделать нашу домашнюю школу практичной и при этом увлекательной. В выборе занятий, программ и учебников я следую за интересом детей. Для младшего, Тимофея, это особенно важно. Он человек настроения, которое часто меняется. Он может быть полностью увлечен одним делом, а вдруг заявить, что ему надоело. И мне приходится перестраиваться на ходу, увлекая его другим занятием или игрой, или же прекратить занятия.

При таком свободном отношении к выбору занятий, я не являюсь приверженцем «анскулинга». Я считаю, что дети не могут растить себя сами. Им нужны родители для поддержки, ориентира, помощи в постановке целей, для создания ощущения надежности. Детям нужны правила и порядок. Для того чтобы научиться учиться самостоятельно им нужна «дисциплина».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Я воспринимаю дисциплину как то, что передает семейные ценности. Помогая детям создавать привычки в том, как они питаются, ухаживают за собой, выполняют домашние обязанности, общаются друг с другом, учатся, мы помогаем им создать их жизненный фундамент.

Я рассматриваю дисциплину как совокупность поведенческих и учебных привычек, опираясь на которые ребенок сформирует свой характер, моральные принципы и составит свою формулу успеха. Источником этих принципов может быть только  семья.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Мои дети еще пока в самом начале этого пути и им нужны правила, на которые они могут опираться. У нас есть время для занятий. Для старшего сына это 2-3 часа после завтрака. Мой сын сам составляет план на три месяца, на основании этого плана он делает недельные планы. При этом он сам решает, чем он будет заниматься в тот или иной день. Планы можно менять и модифицировать, как и в жизни.

 

Семейное обучение и аттестация

Наша семья и наша домашняя школа живет в обществе и, так или иначе, взаимодействует с государством. По российским законам дети на семейном обучении не обязаны сдавать аттестации по прохождении классов. Но, из прагматических соображений, Лев сдает (заочно) аттестации, чтобы была «бумажка» на всякий случай: законы могут поменяться, документы могут потребоваться для зачисления в какие-либо интересные альтернативные учебные заведения. Кроме того сдача тестов повышает самооценку. Буквально сегодня я слышал, как Лев рассказывал товарищу о том, что сдал тесты по 3-м  из 9-ти предметов второго класса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Преимущества семейного обучения

Домашнее обучение экономит время ребенка и оно позволяет родителям создавать среду обучения под интересы своего ребенка.

Собираюсь ли я учить детей дома всей программе средней школы? Я не хочу зарекаться, но я вижу такую возможность весьма вероятной. К средней школе у детей появятся навыки для самостоятельного поиска информации и самообучения. Не исключено, что и форма получения высшего образования изменится за ближайшие десять лет. Оно может стать в большей степени удаленным или заочным. Тогда навыки самообучения станут ценным умением и залогом успеха. А пока я могу «измерять» степень успешности домашней школы через радость и жизнерадостность своих детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

A post shared by Осознанный папа (@s.leontev) on

Родителей, которые ищут современные методы обучения, соответствующие потребностям своих детей становится все больше. Важно, что мы можем не чувствовать себя одиночками и белыми воронами, мы можем поддерживать друг друга. Я делюсь своими открытиями, успехами и трудностями в своем Инстаграм @s.leontev и буду рад, если то, что я пишу, поможет вам на пути к вашей домашней школе. 

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поделиться им в социальных сетях. Спасибо!